понедельник, 16 марта 2009 г.

Дарите любимым цветы

О,ЖЕНЩИНА...БОГИНЯ!!!

17:58, 5 марта 2009 г.

Дарите любимым цветы

В морозы, в жару, и в ненастье.

Нет в мире милей красоты -

Глаз женских горящих от счастья!

НАЖМИ НА КАРТИНКУ C ЦВЕТАМИ...

источник

ПАНИ НАТАЛЬЯ



 

Наталья была самым первым специалистом, которого официально

пригласили работать в только что открывшуюся телестудию "Кана".

 

Сотрудница московской газеты "Свет Евангелия", выпускница

ВГИКа, лауреат международного фестиваля религиозных фильмов в Непокаланове, католичка

со стажем - этого всего даже много для маленькой сибирской католической

киностудии!

 

Помню, как возбужденный отец Войцех бегом бежал встречать

Наталью на вокзал.

А через полтора месяца он купил ей обратный билет за свои

деньги и насильно посадил в поезд. И студия "Кана" началась без нее.

 

Но для меня Наталья осталась одним из самых интересных и

замечательных людей, которых я встретила в своей жизни. 

 

* * *

 

Она была веселая, голубоглазая, с рыжей копной распущенных

волос и звучным голосом. На поясе поверх 

юбки она носила белый веревочный пояс с тремя узлами - в знак того, что она

вступила в третий орден францисканцев - орден мирян. Она вообще любила

куда-нибудь вступать.

 

А еще обожала общаться, болтать. Это первое, что не понравилось

Войцеху.

 

Второе - это то, что она постоянно сеяла бардак вокруг себя.

Это касалось и фильма, который они с Войцехом сняли в деревне Тальменка, и

который она теперь пыталась смонтировать на компьютере.

 

Войцех, который ждал от нее на съемках профессиональной

режиссуры, а в монтаже четкой драматургии, был весьма разочарован. Вместо

фильма выходила безразмерная слащавая религиозная статья, озвученная Натальей

под картинки, которые он наснял в командировке. Действия в фильме никакого не

было, зато навалом пафоса, а он его терпеть не мог.

 

- У меня давно на нее ножичек открывается, - жаловался он

друзьям. Он здорово злился и не скрывал этого.

"А еще священник!" - удивлялась я.

 

Фильм категорически не получался, однако Наталья этого в

упор не видела и не понимала, отчего он сердится.

В конце концов Макинтош не выдержал их несовместимости, и

проект вылетел, выкинув почти весь готовый фильм из объективной реальности в

небытие.

 

Войцех выпроводил Наталью и в одиночку доделал "Тальменку".

Любой религиозный китч отныне он пренебрежительно называл ее именем: "Это

Наталья Кандудина!"

 

* * *

 

И все-таки по этому фильму было видно, что к нему приложил

руку искренне верующий человек - Наталья. Этого не отнимешь.

Там были моменты, которые меня поразили.

 

Вот в монастыре сестер-монахинь, будни которых показывает

Наталья, лежит умирающая старуха, подброшенная, между прочим, дамой

католического происхождения! Форменное безобразие, не так ли?

 

А Наталья комментирует это так:

"Одна женщина подарила сестрам свою мать. Сестры ласково

зовут ее "Бабушка". Недавно к бабушке приходила Смерть, но та попросила ее уйти:

"Вот вернется моя Ирочка, я попрощаюсь с ней, тогда и умру!"

 

Трогательно и наивно, правда? И очень светло, не смотря ни

на что!

Примерно так она и мыслила.

 

* * *

 

Одно из удивительных качеств Натальи - это веселый пофигизм.

- Я раньше работала фотографом! Поэтому сейчас не боюсь

снимать на камеру!  Беру и снимаю!

- Это трудно?

- Я тебе скажу так, - Наталья заговорщически понижает голос,

- Есть одна главная кнопка - "вкл" и она же "выкл". А остальное - блеф!

 

* * *

 

Для нее все было просто. Наталья не заморачивалась. Так и

снимала свои фильмы! И один из них даже получил гран-при на фестивале в

Непокаланове, чем Наталья очень гордилась!

Парадокс? Ничуть!

 

Это было в начале 90-х.

Россию все еще воспринимали как Империю зла. Как вдруг из

России на международный фестиваль религиозного кино прислали фильм под

названием "Бог есть любовь"!! Зрители аплодировали стоя.

 

- Кто тут приехал из России? - искал в кулуарах один

польский епископ.

- Мы! - сказала Наталья.

- Сколько вас?

- Трое!

- Всем - по миллиону рублей!

Цифра "миллион" - это, конечно, парадокс инфляции. И

все-таки это было много!

- Я подбегаю к Галине Мотовиловой из Новосибирска:

"Мотовилова, миллионерша!" Она заныла: "Да какая я тебе миллионерша!" А я ей -

миллион в руки! Она чуть не упала! - с хохотом вспоминает Наталья.

 

* * *

 

- Отец Войцех, а вы видели фильм Натальи "Бог есть любовь"?

- Ну, видел.

- Как вам?

- Куча синхронов - разные люди отвечают на вопрос: "Что вы

думаете о грехе?" А потом вдруг безо всякого перехода - песня "Бог есть

любовь"! Вот и весь фильм.

- А я еще не смотрела.

- И не смотрите! Чего там смотреть.

Войцех предъявлял большие вкусовые требования к творчеству.

К себе - в первую очередь. Поэтому его стоило слушать.

 

* * *

 

Через много лет мы с Натальей снова встретились в Сибири. На

этот раз Наталью пригласил на работу в "Кану" и даже сам привез из Москвы брат

Дамиан.

 

За это время Войцех уехал обратно в Польшу. Именно там и

жила Наталья с дочерью все эти годы. А теперь как раз вернулась.

 

Чуть постарела, но так же озорно сверкают голубые глаза. В

целом - причудливая смесь бомжихи и пани. Сказались многолетние скитания, неустроенность,

вечный поиск работы и жилья. Говорила с акцентом и с трудом припоминала русские

слова.

 

* * *

 

Но Наталья только зашла с рюкзаком в подвал "Каны", как

стало ясно, что у всех нас появилась мама.

В углу, где мы молились, у статуи Богородицы возник букет

желтых цветов, - простеньких, с улицы, но нарядных. На обеденном столе -

салфеточка, вырезанная из белой бумаги, и свечка. Отныне мы обедали при  свечах. Все были с ней на "ты", несмотря на

то, что она была здесь старше всех.

 

В три часа он выходила из подвала в монастырский двор -

помолиться "Венчик милосердия". По пути прихватывала с собой кого-нибудь. Иной

раз она предлагала компанию совсем неверующему человеку, и тот послушно шел за

ней. Ее вера подкупала и убеждала кого угодно! От нее так и веяло Святым Духом!

Рядом с ней становилось мирно и спокойно.

 

- Приезжай ко мне вечером - помолимся по Розарию! -

предлагала она. И я с радостью ехала.

Это была самое интересное общение, которое только можно

придумать.

Наталья научила меня особому Розарию: не просто механически

повторять "Отче наш" и "Радуйся, Мария!", но творчески осмысливать каждую тайну

применительно к своей ситуации, прибавлять свои слова, и тогда Розарий

становился моей личной молитвой.

 

Интересно было читать его вдвоем с ней.

 

- Я только захотела сказать "Иисус, Которому мы получаем

наших детей", как ты это произнесла! Здорово с тобой молиться! - сказала мне

Наталья после молитвы.

 

Мы чувствовали и понимали друг друга. Нам не надо было

только говорить о кино.

 

* * *

 

Ходим с Натальей по базару. Она очень странно себя ведет: то

щемится купить копеечные осенние овощи, то вдруг хватает чищеные кедровые

орешки, которые по цене не простые, а золотые!

- Я совсем не знаю русских денег! - оправдывается она. Но на

самом деле она просто непрактичная, как ребенок

 

* * *

 

С Дамианом они познакомились давно, когда Наталья еще жила в

Набережных Челнах, работала журналисткой в газете, заочно училась во ВГИКе на

режиссера и  вела кинокружок для

подростков. Дамиан, тогда совсем юный, приехал к ней из Польши - посмотреть на

студию

 

- Какой он хорошенький тогда был! - вспоминает Наталья. -

Все мои девчонки были к нему неравнодушны. Среди них - Оля Шелест, - та самая,

которая теперь телезвезда.

И все хором пошли его провожать на автобусную остановку. А

Дамиан вдруг говорит: "Никак не запомню, как правильно сказать: писАть или

пИсать!" И направляется в кусты. У всех девочек стали такие большие глаза!

 

* * *

 

Две девчонки едут в попутке:

- Нам в село такое - на Мессу! Там ксендз, говорят,

красивый!

- Так вы на Мессу или ксендза посмотреть? - спрашивает

водитель.

- Ксендза посмотреть!

Водитель останавливает машину, открывает двери:

- Ну, посмотрели? А теперь - выходите!

 

Этот анекдотический случай нам рассказала Наталья.

 

* * *

 

Оказалось, в Польше она тоже вела молодежную студию.

- Вот целая кассета со студенческими фильмами - я сама

смонтировала ее! Правда, на ней в нескольких местах технический брак. Хочу на

вашем Макинтоше исправить!

 

На Макинтоше свободного места никогда не было - проекты

стояли в очереди.

 

- Но я попрошу Дамиана! - Наталья не отступала. - Вот сядь и

посмотри: студенческие работы полезно смотреть - столько свежих идей!

 

Я из вежливости отсмотрела с ней целую кассету.

Ребята под руководством Натальи инсценировали анекдоты и

сами снимали их "восьмеркой". Наталья в сотый раз хохотала, глядя в монитор, а

мне было скучно. Тут рассказать-то анекдот - так, чтобы засмеялись - и то

непросто, а уж театр по телевизору - это совсем занудно.

Я ничего не стала говорить. Потому что она делала полезное

дело - пусть подростки кино снимают, чем водку пьют по подворотням.

Но - не шедевры.

 

Наталья поняла меня и расстроилась. И больше не просилась за

Макинтош - убирать дропы с записи.

 

* * *

 

- Встретила приятеля в Москве, я, говорит, теперь писатель.

Хочешь, тебя научу - книжку издашь. Берешь газету, смотришь на первую полосу -

а там, например, про доярку, которая поставила рекорд по удою молока. Вот ты

возьми и опиши, как живет эта самая доярка в своем колхозе, как она ставит свой

рекорд, как у нее с мужем.

Пойдет на ура!

 

Но Наталья не стала издавать такие книжки. Она была верующим

человеком.

 

* * *

 

Наталья обратилась к Богу задолго до того, как в стране

официально разрешили религиозную свободу.

Это произошло необычным, я бы сказала, чудесным способом.

 

У Натальи был мужчина. Он был художник, талантливый и

пьющий. Когда она забеременела от него, логичнее всего ей показалось сделать

аборт. Но что-то останавливало ее.

 

Как к ней попала открытка со странной черной иконой, она не

помнит.

- Эта женщина, лицо которой пересекал шрам, стала моей

подругой. Эту иконку я постоянно носила с собой в сумочке, советовалась с ней,

разговаривала с ней. Это она отговорила меня делать аборт. Я всю ночь плакала

над иконой и решила рожать. И сейчас у меня есть дочка, красавица, учится в Польше,

в университете!

 

А когда я поехала у Польшу на кинофестиваль, и нас привезли

в Ченстохову, я вдруг увидела в Санктуарии ту самую женщину! Это было чудо! Ченстоховская

Богородица спасла моего ребенка.

 

* * *

 

Несмотря на бурную молодость, после обращения Наталья

заделалась пуританкой.

 

- Я прекрасно знаю, как любого мужика сделать дураком, но не

хочу. У меня в Польше даже был такой случай: я влюбилась в мужчину, а у него

семья. Я молилась, чтобы хотя бы он в меня не влюбился! Теперь у нас прекрасные

духовные отношения!

 

Поэтому Наталья теперь влюбляется в священников - это

более-менее безопасно. Но совсем не влюбляться она не может.

 

В последнее время она влюбляется в тех священников, которые

влюблены в Марию! Как и она.

 

* * *

 

Например, она обожала замечательного отца Славко из

Меджугорья, огромного энтузиаста явлений Богородицы и организатора

паломничеств, из России в том числе.

 

Рассказала, как чудесно он умер - иначе не скажешь: его

забрала к Себе Пресвятая Дева Мария.

Произошло это так: Священник вел на Гору Явлений группу

паломников. Когда они уже забрались на вершину, он сказал:

- Святая Мария, молись о нас в час смерти нашей! - и упал.

На вечернем явлении Богородица просила не плакать, потому

что отец Славко уже у Нее!

 

Наталья рассказывала об это со слезами на глазах.

 

* * *

 

Она постилась два раза в неделю на хлебе и воде.

Сначала в "Кане" мы удивлялись, глядя на голодную Наталью,

которая не ест за обедом супа, пьет голый чай, но не расстраивается по этому

поводу.

 

Для многих пост - это самая бесполезная духовная традиция!

Но Наталья рассказала о посте так, что захотелось применить ее

опыт на практике.

- Пост - это очень ценная жертва в очах Господа. К примеру,

жалуются священнику на сына-наркомана: все испробовали, даже Мессу заказывали -

ничего не помогает! А он спрашивает: а добавляли ли к этой интенции пост? Нет?

Напрасно: это очень действенно! Попробуйте! Много благодати получают люди через

пост! - добавляла она от себя.

 

* * *

 

С ее легкой руки я летом поехала в Меджугорье на духовные

упражнения, связанные с постом и молитвой! Это Наталья пристроила меня в

московскую группу и уговорила их взять меня бесплатно!

Так что если бы не Наталья, наверное, жизнь бы моя сложилась

бы иначе! Несомненно - хуже!

Но мое Меджугорье - это отдельный разговор. А Наталье -

отдельное спасибо!

 

* * *

 

Сама Наталья в Меджугорье отправлялась при любой возможности

и уезжала оттуда почти святой.

Как-то она добиралась до Меджугорья из Польши на попутках.

 

- Это был бег с препятствиями! Началось с того, что меня

высадили из автобуса с польскими паломниками по той причине, что у меня не было

страховки! Они хором мне пытались объяснить, что у меня проблемы! А я не

понимала, о чем они: какая может быть страховка, когда мы к Деве Марии едем!

Это у них проблемы!

 

Потом в промежуточном городе не оказалось дома того

священника, который обещал Наталью пустить переночевать. Он уехал из города, не

предупредив ее.

- От нечего делать я пошла в ближайший храм, помолилась,

прилегла и заснула. Тихо, прохладно. Выспалась, как следует, попила святой

воды, причастилась на Мессе и говорю: Благодарю Тебя, Господи! Ты меня приютил,

накормил, напоил! На людей надежды нет, но Ты меня никогда не оставишь! И,

счастливая, я поехала к Маме!

 

Она по-меджугорски называла Богородицу Мамой.

 

* * *

 

- Меня один раз избили и ограбили на улице, - рассказала

Наталья. Это было еще в Польше. - Но я была только что из Меджугорья, и поэтому

так всех любила! Я сказала тому парню: Бог тебя любит! Тогда он плюнул мне в

лицо, и я поняла, что это через него сам дьявол мстит мне за Меджугорье! И

вместо обиды у меня в душе была такая радость!

 

* * *

 

От "Каны" Наталья съездила с оператором в несколько

съемочных экспедиций - в Челябинск, на Сахалин.

Съемки, которые они привезли, были беспорядочные и длинные,

но крупицы момента истины в них несомненно присутствовали. Из них можно было бы

сделать короткий хороший фильм.

Но Наталья сделала длинный и от этого - не такой хороший.

 

А еще в этом фильме было очень много статуй Богородицы - в

одном приходе, в другом, в третьем.

С отцом Ярославом, тоже большим фанатом Меджугорья,  они на машине завезли и установили статую

Пресвятой Девы Марии на самой высокой горе перед Южно-Сахалинском и долго

снимали ее на фоне зеленых гор и голубого неба.

 

- Наталье дай волю - она поставит камеру перед статуей

Богоматери и будет снимать ее двадцать четыре часа в сутки! - иронизировал брат

Дамиан.

 

Но классный знаковый кадр - Богородица на Сахалине -

получился!

 

* * *

 

Мы слюбили друг друга, но нам не стоило говорить ни о каких

творческих делах, чтобы не ссориться.

Просто у нас были совершенно разные вкусы и разная школа.

Меня учили Войцех и Дамиан, и делали это по-западному жестко. Для Натальи эта

система была неприемлема. У нее был свой, щадящий подход к режиссуре и к

преподаванию.

 

- Вот бы основать учебную видеостудию при "Кане"! - мечтала

она.

- Здорово! И я бы у тебя поучилась! - сказала я, страдая от

комплекса отсутствия профессионального образования.

- Мне у тебя учиться надо. - тихо сказала Наталья после

паузы.

 

* * *

 

Мы были рады Наталье в "Кане", но она не хотела жить в

Сибири.

- Я должна жить в Москве, потому что дочке там ближе до меня

- она же учится за границей, - объясняла она.

- Нам в Москве тоже нужны сотрудники, -  говорил брат Дамиан. - Будешь там снимать для

нас!

Наталья была не против, но когда она назвала сумму, которую

она хотела бы получать от нас, мы все приуныли!

- Но мне нужны деньги, ведь у меня дочь учится за границей!

- убеждала она Дамиана. - И потом - в Москве все дорого!

- Наталья, но мы все здесь получаем совсем мало! - возражали

мы.

- А зачем вы работаете за такие гроши? - спрашивала Наталья.

- Студия бедная, спонсоры платят мало!

- Это не ваши проблемы! Нужно уважать себя и свой труд! А он

стоит дорого!

 

Наталья была права, но студия "Кана" с самого основания

своего работала на энтузиазме, близком к чуду, а не на средствах, которых

никогда и не было. Приличных денег нам платить не могли.

 

* * *

 

Наталья уехала в Москву.

 

Поначалу мы даже пытались сотрудничать - Дамиан пристроил ее

в коммерческую религиозную студию, и Наталья попутно иногда снимала для "Каны"

сюжеты.

Но их все преследовал какой-то злой рок.

 

Например, она сообщает нам, что нужно встретить поезд,

проводник которого из такого-то вагона передаст нам сверток с кассетой.

Но ее информация опаздывает на сутки, и кассета уезжает во

Владивосток! Мы наводим справки, когда поезд пойдет обратно, вылавливаем его,

но оказывается, что тот проводник уже в отпуске.

Кассета таки попадает в "Кану" по возвращении его из

отпуска, но вместо начала лета - осенью. Новость к тому времени уже

превратилась в "старость".

 

Иногда кассеты приходили вовремя, но на них либо не был

записан звук, либо шли дропы через каждые пять секунд.

 

К тому же парадокс состоял в том, что хотя денег Дамиан

платил Наталье больше, чем сибирякам, но по московским меркам это все равно

были гроши. Сотрудничество не было выгодно ни нам, ни ей.

 

Наталья жаловалась на отсутствие базы - элементарного стола

с телефоном и интернетом. Дамиан договорился с редактором московской газеты "Света

Евангелия" Виктором Хрулем, что Наталья сможет пользоваться иногда ресурсами

газеты, а также будет оставлять штатив от камеры за шкафом.

 

Через месяц Хруль отказался принимать Наталью на том

основании, что она устраивает на рабочем месте бардак и приводит в редакцию

ночевать каких-то "бомжеватых" знакомых!

Что Дамиан мог на это возразить!

Наше сотрудничество было обречено.

 

Но я всегда мечтала снять сюжет о самой Наталье, святой и

бестолковой. До сих пор жалею, что не довелось этого сделать!

 

Китагава Утамаро выдающийся японский художник

Биография

Среди мест рождения художника фигурируют Эдо (ныне Токио), Киото и Осака.

 

Утамаро. Цветы в Эдо, ок. 1800

Утамаро Китагава (1753-1806)

Utamaro Kitagawa

Китагава Утамаро выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя - Нобуёси, а Утамаро - псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г.

После смерти отца Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн - художника школы Кано - и оставался там в течение семи лет.

В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага.

Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Иосивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Йосивара", 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.

В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси в неподобающем виде Утамаро попадает в тюрьму. Арест нанес ему психологическую травму. Он до конца дней так и не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался.

Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре