пятница, 6 ноября 2009 г.
Гопники
Го́пник (также гоп, собират. гопота́; также самоназвание - пацан) - жаргонное слово русского языка, чаще всего обозначающее уличного хулигана;[1] представителя близкой криминальному миру группы советской и пост-советской молодёжи;[источник?] мошенник, налётчик, погромщик, опустившийся человек, бродяга.[1][2]
Слово «гопник» распространено в русском уголовном жаргоне с XIX века и первоначально означало «оборванец», затем также «грабитель»[3], преимущественно уличный.[4]
Примерно с 1970-1980-х годов гопниками называют примитивных, интеллектуально неразвитых[4], малообразованных молодых людей[5].
Сами гопники себя гопниками не называют, они называют себя «чёткие[источник?]», или «реальные[источник?] пацаны». Это понятие с самого начала употреблялось только вне гопнической прослойки[6]. Слово прижилось в среде тех, на кого было направлено хулиганство гопников - законопослушных граждан, представителей неформальной молодёжи и проч. Сами гопники обычно называют друг друга «пацанами», «реальными» или «чёткими» пацанами. В отличие от большинства неформальных объединений молодёжи (например, хиппи, панки, ролевики), гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения[6], из чего следует, что гопники не осознавали себя как субкультуру
Версии происхождения названия
Существует несколько распространённых версий происхождения названия:
* Объяснение, данное в научной литературе: от слова «гоп» из жаргона нищих, которое означало «пребывание в ночлежке»[7].
* От выражения «гоп-стоп», означающего уличный грабёж или разбой[8].
* В 1920-е годы в Петрограде в гостинице «Октябрьская» (Лиговский проспект, дом 10) и в гостинице «Европейская» (Михайловская улица) расположилось Городское (по другой версии - «государственное») общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих в городе уличными кражами и мелким грабежом. Их прозвали «гопниками» - по аббревиатуре приюта.
* По другой версии, до революции 1917 гопниками сначала называли не уличных хулиганов, а нищих и бродяг. Тогда в России существовали «Приказы общественного призрения» - губернские комитеты, в чьём ведении находилась забота о нищих, калеках, больных, сиротах. Эти люди содержались в специальных призорных домах за счёт земских средств. Согласно этой версии, «гопник» происходит от аббревиатуры «ГОП» - Городское Общество Призрения[1].
Стереотипный внешний вид
Стереотипный внешний вид гопника конца XX-начала XXI веков включает в себя[6][8][9][10]:
* Спортивный костюм. Наиболее распространённая одежда в летний период. Включает штаны и куртку из синтетического материала. Чаще всего - купленные на вещевом рынке подделки продукции известных марок, например Adidas или Puma: всевозможные «абибасы», "адиадс", «асидаки» и прочее;
* Реже - классические чёрные брюки, часто чуть большего размера, чем необходимо;
* Короткая куртка из кожи, кожзаменителя или ткани, либо жилетка из тех же материалов поверх спортивного костюма. Часто воротник поставлен «стойкой», также часто заправлена в штаны;
* На голове у гопника располагается кепка «таблетка», кепка-«восьмиклинка» или бейсболка. Зимой и осенью среди гопников популярна зимняя шапка «пидорка» (она же «чеченка»[источник не указан 15 дней]). В помещении шапка не снимается, а носится на макушке таким образом, чтобы она упиралась в уши сзади и их не закрывала.
* На ногах у гопников обычно надеты туфли с длинным или тупым носом (т. н. «гробы») или дешёвые кроссовки.
* Типичная стрижка - налысо либо очень короткая, иногда с челкой («полубокс»).
* Завершают общую картину такие мелочи, как «борсетка». В руках также могут присутствовать пакет с семечками, чётки, нож-балисонг.
Другие отличительные черты
Также отмечается, что для представителей данной субкультуры характерны следующие черты:
* Гопники большую часть времени проводят на улице:[8] среди излюбленных мест - парки, скверы, старые дворы, автобусные остановки, гаражи (особенно если там проходит тропа от остановки общественного транспорта до жилых многоэтажек), дворики при детских садах;
* Распространена привычка сидения на корточках, ведущая происхождение из мест заключения[8] или ассоциирующаяся с таковыми.
* Гопников характеризует развязная («борцовская» или раскачивающаяся) походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, фамильярное обращение, провоцирование на конфликты (например, «Ты чё такой дерзкий?», Чё смотришь!?), вымогание денег (например, «Слышь, мелочи не найдётся?») и других ценностей (например, «У тя мобила есть? Мне позвонить надо.», «Попрыгай!») у прохожих;[8]
* Избыток свободного времени может заполняться курением, распитием доступных алкогольных напитков (например, пиво, алкогольные коктейли), а также потреблением семечек («семачки», «семки»). Шелуха от семечек при этом сплевывается на тротуар;[8]
* Любовь к блатной музыке, русскому шансону (см. Михаил Круг, «Бутырка»), попсе;
* Активное использование ненормативной лексики;
* Если у гопника есть автомобиль, то чаще всего это «восьмёрка» или «девятка» из семейства «Лада Самара», нередко - с кустарным «тюнингом» низкого качества и с тонированными тёмными стеклами;[6]
* В речи большое количество слов-паразитов, подавляющее большинство из которых - «короче», «типа» и «сышишь» (испорченное от «слышишь»); Практически повсеместное изменение имен кого-либо на «Вася», у гопников «Вася», это просто абстрактный или конкретный человек, даже при обращении друг к другу. Не считается оскорбительным. «Сышишь, Вася» - любимая форма обращения у гопников.
Другие особенности
Глава московского отделения ЛДПР Олег Лавров заявил, что гопники составляют определённую часть избирательной базы его партии:[9]
« Мы считаем, что гопники - самая могущественная в России политическая сила. Люди над нами смеются, называют нас партией маргиналов: гопников, воров, бродяг и пьяниц. Но, понимаете, это все люди, чьи интересы никто больше не представляет. Мы создали наши пункты на железнодорожных вокзалах, и одно время у нас был миллион членов. Когда мы выдвинули Малышкина кандидатом в президенты на выборах 2004 года, люди были в шоке. Ну да, он, конечно, не интеллектуал, но гопники за него проголосуют. »
Гопники - интернациональное явление. Помимо стран бывшего Советского Союза аналог субкультуры гопников можно встретить во многих странах мира среди малообеспеченной молодежи (чавы в Англии, бараки фр. baraki во Франции), хотя национальные различия накладывают достаточно большой отпечаток.[11]
К русской маргинальной молодежи в Казахстане термин гопники стал применяться относительно недавно, возможно даже, что он пришел уже из Интернета.[источник?] В 1980-е - 1990-е годы часто употреблялись термины «бурлы», «бурломаны» и «бурлаши». В Бурятии известны как «головары», так и «гопники».[12]
[править] Гопники в музыкальной культуре
Гопникам посвящено множество музыкальных произведений. Одно из первых упоминаний гопников зафиксировано в песне Леонида Утёсова - «Гоп со смыком» из его репертуара 1929-1933.
Наиболее широкую известность получила песня «Гопники» Майка Науменко и группы «Зоопарк» (1984), один из куплетов которой, характеризующий основные манеры поведения гопников, приводится ниже:
В большинстве молодёжных субкультур характерно неприятие к гопникам, доходящее, как видно из цитаты Науменко, до крайнего антагонизма. Среди повествующих о гопниках песен известных исполнителей:
* «Дети Сатаны» группы Bad Balance
* «Иди в отмах» группы «Lumen»
* «Уличная драка» и «До последней капли крови» группы «Ничего хорошего»
* «Псы с городских окраин» группы «Чайф» (название песни нередко используется в качестве нарицательного для обозначения молодёжной уличной преступности[13])
* «Гоп-стоп» группы «Сектор газовой атаки»
* «Гопник» группы «Бен Ганн»
С другой стороны, в жанре блатной песни гопники и их деятельность описывается без осуждения и даже с симпатией. Среди таких песен можно выделить «Гоп-стоп» (известна в исполнении Александра Розенбаума) и «Гоп со смыком» (известна в исполнении Андрея Макаревича и Алексея Козлова).
В 2000-х годах появились артисты, всё творчество которых посвящено пародированию типичных черт гопников и их хулиганского поведения в стиле так называемого «пацанского рэпа»: группа «Гопота», Gopnik, a.b.i.b.a.s, «Ночные псы», Рэпер Сява, «Чорные GUN Доны». При этом сами гопники не воспринимают подобные песни как пародию на самих себя и слушают их.[источник?]
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий