«Ни одно искусство не отражает с такой полнотой существо эпохи, ее замыслы, ее исторические размеры,
как театр», - писал А.Н.Толстой. Философы и эстетики издавна усматривают в театре нравственного учителя,
угадывают духовного целителя.
Многие десятилетия театроведение более или менее традиционно - от восторга до
скепсиса - говорит о назначении театра: быть храмом, кафедрой, трибуной, увеличительным стеклом,
абсолютным зеркалом и зеркалом кривым и проч. Но разве только это заставляет нас идти в театр.
Какой была бы наша жизнь без него? Думается серой и однообразной. Впрочем, не к этому ли все идет?
И, в самом деле, в погоне за материальным благополучием забывает человек о душе. Уходит, исчезает
духовность. Зачем обществу потребления театр? Черствеет сердце, холод и равнодушие поселяется в
душе человека. Некогда классическая русская проза занимала на сцене большое место, определяя во
многом направление художественных поисков, влияя на развитие русской режиссуры. Классическая проза
существенно повлияла также и на систему современных выразительных средств театра, и на самое мышление
мастеров сцены. Произведения Пушкина и Тургенева, Толстого и Достоевского органически вошли в жизнь
театрального искусства и неприметно влияли на зрительское восприятие. Да и проза читалась иначе после
появления ее инсценировок. Как жаль, что теперь все больше читают детективы и любовные романы, а на
сцене предпочитают смотреть современные незатейливые мюзиклы. Что уж говорить о бесконечных
телесериалах. Справедливо отметил английский писатель Батлер: « как только кто-нибудь в искусстве
начинает работать ради денег - прощай надежда на хорошее произведение». Редко теперь можно увидеть
старые классические постановки и то лишь на канале «Культура». Но тем, кому посчастливилось видеть
настоящую игру мастеров театрального искусства, действительно повезло. Им открылся потрясающий мир
лицедейства, наполненный яркими красками и эмоциями, прекрасной музыкой и философскими идеями,
мир, которым правит волшебная сила искусства, заставляющая зрителя плакать и смеяться, сопереживать
и надеяться, осознавать собственное несовершенство и все же верить в лучшее. Еще с тех времен,
когда на склонах Афинского Акрополя возник театр Дионис (важнейшее установление античной
общественности),вмещающий до 30000 зрителей, уже тогда театральное искусство было поставлено
на службу психическому здоровью человека, актер был возведен на одну из самых высоких ступеней
социальной лестницы: духовное здоровье нации было не менее важно, чем безопасность границ
государства. Сегодня практически исчез театр выражавший дух нации, появился какой-то новый,
в котором подменили "проклятые вопросы" этической и эротической раскрепощенностью.
Неистребимое желание деятелей от "театра" походить внешне на европейцев приводит в итоге к отсутствию
настоящей глубокой культуры и художественного вкуса. Нет в этом новомодном театре русской души,
нет ни подлинности, ни искренности. Нет именно потому, что "театр для людей" стал частью рынка
культурных услуг.Вкладыввются огромные средства в театральные шоу, делаются сборы, но такие спектакли
почему-то все больше страдают отсутствием всякой духовности. Бесконечные эксперементы жаждущих
известности горе-режиссеров над классическими произведениями извращают не только сюжеты известных
произведений но и их идейный смысл!Бездарная отсебятина. претендующая на новизну, или имеющая целью
скандал,отвращает от театра истинных ценителей театрального искусства и развращает пошлостью
неокрепшие умы.
По мнению психологов, лишь русский реалистический психологический театр, обусловленный
феноменомполной идентификации зрителя с актером-образом, способен привести к совершенному
катарсису во всей полноте его составляющих. Лишь такой театр способен пробудить в нас волю к жизни,
заставить сопереживать и преображаться под воздействием духовного исцеления.Такой театр дарит
каждому возможность увидеть себя со стороны, вспомнить только гоголевское «Над кем смеетесь?»,
открыть таинственные «глубины души человеческой». А.А.Блок в «Письме о театре» заметил, что: "театр
есть могучая образовательная сила.та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь
искусство соприкасается с жизнью». Государство, закрывшее двери театров, по мнению поэта, ждет
дикая анархия, слепой бунт людей, которые не могут быть довольны единым хлебом. «И опять возвратиться
каменный век.улыбнется бедный человек,.. опять начнет царапать камнем свои бледные узоры, влекомый
все той же необъяснимой силой искусства». Задушить налогами оставшиеся истинные театры, все равно,
что закрыть! Могут возразить, что "новый театр" делает сборы, сам себя окупает,туда идут зрители, идут, но
зачем? Народу сбившемуся с пути,который раньше освещало истинное искусство, погруженное ныне во мрак
рыночных отношений, как обычно надобно хлеба и зрелищ? Актерская профессия подразумевает поиск
истины, божественного в нашей жизни. В погоне же за заработком и известностью о Боге и не вспомнишь.
Разве, когда захочешь попросить,чтобы зарплату прибавили или звание дали. Так к Господу с этим вроде
как грех обращаться!
понедельник, 15 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий