среда, 6 января 2010 г.

ГЕОРГИЙ ГУРДЖИЕВ. РЕФЕРАТ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В начале ХХ века , накануне революций и потрясений, столицы России Москву и Петербург охватывает неодолимое влечение к оккультным тайнам. Теософское общество, коллективные сеансы спиритизма, серебрянный век поэзии - вот та среда, которая ждет своих Звезд. Одной из таких долгожданных звезд салонов и магических кругов становится Гурджиев.

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев (9 января 1872, Александрополь, Российская империя - 29 октября 1949, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - философ и мистик, путешественник, греко-армянского происхождения первой половины XX века.

Не получив систематического образования, Г.И.Гурджиев с отроческих лет искал ответы на т.н. "вечные вопросы".

С его слов, он посетил Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Тибет, Индию, Ассирию, Палестину, Россию, Эфиопию, Судан, Египет, Турцию, Крит, Грецию, Италию, Германию, Англию и Францию. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами якобы созданного ими общества «Искатели истины». В своих путешествиях Гурджиев изучал различные духовные традиции (в числе которых суфизм, буддизм и восточное христианство), собирал отрывки древних знаний, иногда даже «прибегая к археологическим раскопкам», а также фольклор (в частности, танцы и музыку) посещаемых им стран.

В 1912-13 гг. он приехал в Москву, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников. В 1915 году произошла его судьбоносная встреча с другим искателем эзотерических истин - П. Д. Успенским, зрелым 37-летним философом, талантливым журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму и тоже путешественником.

Их плодотворное сотрудничество, привело к формированию конгломерата своеобразных концепций и практик, получивших название «Учение Гурджиева -Успенского» или «Четвёртый путь».

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Работа Гурджиева воздействует на каждый из трех этажей или умов человека /интеллектуальную, эмоциональную и двигательную функции/ в попытке сбалансировать и привести к гармонии их деятельность. Она не сосредоточивается на чем-либо одном, хотя иногда для отдельного человека бывает необходимо сосредоточить внимание на одном из центров, чтобы ослабить или усилить его действие. Например, холодный рациональный человек должен научиться выражать себя эмоционально, что является для него весьма болезненным, или импульсивный человек должен остановиться и думать, прежде чем совершать какое-либо действие.

Гурджиевская система отличается от трех традиционных путей тем, что работает над всеми тремя функциями человека одновременно, а также тем, что требует, чтобы человек при этом находился в гуще мировой жизни. Традиционные пути или методы соответствуют трем типам обычного человека: человека N 1, человека N 2 и человека N 3. Каждый из них отдает предпочтение какой-либо одной из трех функций человека. Эти традиционные пути следующие: 1. Путь факира; 2. Путь монаха; 3. Путь йога.

Факиры в совершенстве развивают нижний этаж, физическое тело посредством длительных, тяжелых положений тела и упражнений. Некоторые факиры практикуют такие болезненные положения тела, как стояние на одной ноге или балансирование на пальцах рук и ног, и занимаются этим долгие годы. Поступая так, они усиливают волю. Путь факира требует очень немногого знания. Ученики просто стоят рядом с учителем и учатся подражанием. Факир действительно достигает непреклонной воли. Две другие основные функции он развить не может. Это случается иногда в редких случаях, когда его находит и берет умелый учитель.

Путь монаха -- это путь преданности, религиозной жертвы и веры. Эмоциональный центр -- основной в работе на этом пути, что привлекает человека N 2. Эмоции преобладают и мастерство достигается, когда мелкие желания подчиняются любви к Богу. Но даже если это состояние бытия достигается, монах может быть только "глупым святым", если он не продолжает развивать свои интеллектуальные и физические функции.

Путь йога -- это путь знания, соответствующий интеллектуальному центру и человеку N 3. Хотя йог и достигает своей цели, он не имеет мастерства в эмоциональном и физическом аспектах своего бытия, и ему требуются новые усилия и изучение если он хочет достигнуть единства.

Факир , монах и йог должны отказаться от мира, оставить свою семью и посвятить всю свою энергию личному развитию, а для этого с самого начала каждого из этих путей человек должен умереть к своему прошлому, если он собирается достичь чего-нибудь ценного.

Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире, но не от мира", как гласит суфийская пословица. На этом пути искатель не уходит от мира, а использует для развития ситуации собственной жизни, поэтому этот путь подходит для всех типов людей. Работа происходит на всех трех этажах "фабрики пищи" сразу и поэтому, когда достигается окончательный результат, то он достигается во всех трех основных функциях. Гурджиевская работа -- это традиция школ четвертого пути.

УЗКИЙ КРУГ ЗНАЮЩИХ

Гурджиев подчеркивал, что знание не может принадлежать всем или даже большинству людей, и не потому, что все должно сохраняться в тайне или удерживаться немногими избранными, но потому, что приобретение реального знания требует огромного усилия как от ученика, так и от учителя. Большинство людей не способно на такое усилие, так как не считают результат , который будет получен, достаточно ценным. Подобно всему в космосе, знание материально по природе и, подобно любой другой форме материи, оно должно существовать в ограниченном количестве в данном месте и в данное время. Гурджиев однажды сравнил знание с золотом:

"Если мы берем некоторое количество золота и собираемся позолотить определенное число предметов им, мы должны знать или рассчитать точно, какое количество предметов мы можем позолотить этим золотом. Если мы пытаемся позолотить большее число предметов они будут покрыты золотом неравномерно, пятнами, и будут намного хуже, чем если бы их вовсе не покрывали золотом, и в действительности мы потеряем золото.

ТИПЫ ЛЮДЕЙ И СВЕРХЛЮДЕЙ

Возможности внутреннего роста человека отличаются в зависимости от того, является ли человек "хорошим домохозяином", "бродягой" или "лунатиком". Хороший домохозяин -- это человек, который способен хорошо ориентироваться в жизни, способен выполнять свои обязанности и который не верит в ту жизнь, которая его окружает. Бродяга -- это тот, кто вообще ни во что не верит, кто не может относиться естественно к каким-либо своим обязанностям в жизни. Бродяга имеет более открытые взгляды, чем лунатик, который думает, что он может "делать", что он "знает", не видит реальной жизни и имеет фантастические представления о своих сношениях с "потусторонним миром". Каждый из нас имеет внутри себя бродягу или лунатика, которые создают сопротивление к нашему развитию.

В добавление к трем типам людей, которые мы уже классифицировали согласно преобладанию мышления, чувств и двигательной функции человека, для него имеются другие, высшие возможности. Человеком N 1, N 2 и N 3 рождаются, но высшие категории людей, то есть человек N 4, N 5, N 6 и N 7 -- это всегда результат усилий по саморазвитию.

Человек N 4 имеет постоянный центр тяжести, который состоит из его идей о самоизучении и из его стремлений к развитию, которое является целью его жизни, и именно с этой позиции его цели он оценивает все другие аспекты своей жизни. Этот человек находится в самом начале реальной эволюции. Его центры начинают становиться уравновешенными и гармоничными. Он собирает информацию о себе. Он стоит на Пути. Он находится в процессе получения знаний о себе, он знает, где он находится.

Человек N 5 достиг внутреннего единства. Он подвергся процессу кристаллизации в постоянное "я". Он не может снова стать человеком N 1, N 2 и N 3, кроме как очень болезненным процессом перекристаллизации, что необходимо лишь в редких случаях, когда процесс кристаллизации произошел неправильно. Неправильная кристаллизация происходит тогда, когда человек становится человеком N 5, не пройдя стадии человека N 4. В этом случае он не имеет возможности для дальнейшего развития в человека N 6 или N 7. Если постоянное "я" развивается до того, как личность достаточно ослаблена, человек может иметь способность делать то, что характерно для человека N 5, но его усилие неизбежно будет идти в неправильном направлении и станет причиной страдания других.

Существуют два уровня, достигаемые человеком -- это высшие индивидуумы. Человек N 6 имеет все атрибуты человека N 7, за исключением того, что некоторые из них не являются постоянными. Человек N 7 владеет всеми качествами, которые может иметь человеческое существо: волей, сознанием, постоянным и неизменным "я", индивидуальностью и бессмертием.

Сущность

Врожденная.

То, что является собственно человеком.

Истина в человеке.

Развивается в индивидуальность.

Под контролем судьбы.

Личность

Приобретенная.

То, что является "не своим собственным".

Ложное в человеке.

Обеспечивает информацией, необходимой для работы над собой.

Под контролем случая.

ПЕРВАЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ

Знание себя и порядка вещей ищется по многим каналам, и в то же время сознание расширяется стремится к повышению уровня бытия. Работа по этой линии обычно начинается с собирания информации о личном функционировании без какой-либо попытки измениться. Даже в смутном состоянии невнимания, которое является обычным состоянием человека, можно уловить проблески собственной характерной деятельности, такие как: походку, позы, выражение голоса и выражение лица. Даже краткие моменты самонаблюдения, периодически повторяющиеся, могут привести к пониманию концепции многих "я"; путем самонаблюдения можно увидеть относительную активность центров, можно понять, какими путями утекает энергия в течение каждого дня, обнаружить присутствие буферов, обнаружить особенности собственного реагирования на события повседневной жизни и увидеть те центры, или части центров, которыми эти особенности обусловлены.

Работа по изучению себя начинается с наблюдения привычек тела и продолжается наблюдением эмоциональных реакций и шаблонов мышления. В результате этого моменты "самовоспоминания" -- проблески третьего уровня сознания -- случаются все чаще и становятся более яркими. Николл так описывает этот процесс: "Самовоспоминание является наиболее важной вещью из всего и имеет много уровней и стадий. Практиковать самовоспоминание может каждый, хотя поначалу и в очень ограниченной степени. Прежде чем будет достигнуто полное самовоспоминание, должно быть пройдено много предварительных стадий" /Николл, 1952/.

Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь с состоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро перед началом дневной деятельности. Сначала этот период сидения в медитации будет заключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общего сознавания физического состояния тела при фокусированном внимании на физических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, что установлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем вводятся другие техники. Иногда используются техники достижения пустого /от мыслей/ ума во время спокойного сидения; может быть использована так называемая Атма вачара, медитация на истинное "Я", заключающаяся в медитативном размышлении над вопросом "Кто я?".

По мере развития понимания себя все яснее проявляется концепция личной цели. Переход к "сознательной работе и намеренному страданию" убыстряется, так как трение между сущностью и личностью увеличивается, и человек становится нерасположенным терпеть сопровождающее этот процесс страдание. Личная цель может быть сформулирована тем или иным путем -- это личное дело. Для одного она сформулируется так: "Я хочу управлять собой", в то время как другой может сказать: "Я хочу быть способным делать добро". Однако ее формулировка определяет уровень понимания каждого в любой момент времени, характеризует тот уровень, которого он достиг в работе над собой. Этой целью должны теперь проверяться все другие мотивы и направления, на этой цели должно основываться новое чувство, морали: то, что помогает моей внутренней работе -- хорошо, а то, что не помогает -- плохо и должно уйти.

ДВИЖЕНИЕ

Ритмические гимнастические движения и танцы, взятые Гурджиевым из многих средневосточных и восточных источников, используются в качестве помощи в первой линии работы. Они являются определенной формой медитации -- медитации в действии, в то же время они имеют отношение к искусству и языку. При практике этих движений внимание должно быть разделено между выполняемыми движениями и воспоминанием себя; голова, руки и ноги должны следовать определенным, часто весьма сложным ритмам, и без большого напряжения внимания выполнять эти движения совершенно невозможно. Для их выполнения необходима правильная работа центров и последовательное осознание каждого движения. Один момент невнимания /забвения себя и того, что делаешь/ -- и может потеряться сложный счет, нарушиться последовательность движений, и ученик воочию убеждается в отсутствии у себя сознания.

ВТОРАЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ

"Труднейшая вещь для человека, -- говорил Гурджиев, -- это переносить проявления других"/Нотт, 1931/. Вторая линия работы создает особые условия и поддержку в усилии стать сознающим пути собственного отношения к другим людям и дает возможность практиковать новое отношение к другим.

Так же, как привычные реакции физического тела могут стать предметом детального изучения, так и шаблоны эмоционального реагирования могут быть подвергнуты наблюдению и анализу. Они были основной целью психоаналитического исследования с самого начала. Работа Гурджиева радикально отличается от других методов самоизучения в этой области, он настойчиво утверждает, что отрицательные эмоции не являются необходимыми и мы можем сдерживать их проявления /наблюдая их внутренне/ без опасности получить некоторый другой нежелательный компенсирующий шаблон поведения. Таким образом, для тех, кто возложил на себя усилия по самовоспитанию, вскоре потребуется невыражение отрицательных эмоций. Николл описывает этот процесс на его первых стадиях:

"Я хочу напомнить вам первую стадию, а именно: от нас не требуют любовь, но остановить нелюбовь и все ее проявления. Это составляет самую практическую отправную точку. Позже, когда вы почувствуете присутствие отрицательной эмоции в вас, как чуждую субстанцию, так же остро, как боль в животе, тогда вы будете искать для себя собственные причины для работы над собой и для преобразования своего внутреннего состояния для собственного внутреннего здоровья" /Николл, 1952/.

ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ

Первая линия работы может быть понята как самоцентрированное бытие, как индивидуальная концентрация на собственном прогрессе, чтобы добиться сознания и повысить свой уровень бытия. Вторая линия работы включает в себя отношение, взаимодействие с другими людьми, но внимание все еще сосредоточено на индивидуальных шаблонах отношения к другим и к общественной ситуации. Как на первой, так и на второй линиях работы следуют указания учителя. На третьей линии работы, которая является работой ради идей самой работы, допускается и даже поощряется инициатива, а личный рост или достижение не являются главной целью усилия.

На третьей линии работы рассматриваются нужды и требования организации -- группы людей, которые собрались вместе, чтобы работать над собой. Самоотверженная служба -- сердце третьей линии работы, а так как любое самоотверженное действие находится вне способности человека в его обычном уровне сознания, эта линия работы не может включать в себя какого-либо длительного усилия до тех пор, пока личность не будет, по крайней мере, до некоторой степени обезоружена.

УПРАЖНЕНИЯ

http://psy-tech.ru/esoteric/fourth-way/gurjiev/i_am.php

Упражнение "Я ЕСТЬ" (Отрывок из книги Г. И. Гурджиева „Жизнь реальна, только когда „Я есть““)

Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной, и ее результаты прямо пропорциональны пониманию. Ничто не должно приниматься, если это не доказано неоспоримо личным опытом, и в действительности, слепая вера не согласуется с принципами Работы. "Не вера требуется на Четвертом пути, -- напротив; любая вера противоречит Четвертому пути, -- настаивал Гурджиев. -- На Четвертом пути человек должен сам убедиться в истине того, что ему говорят. И до тех пор, пока он не убедился, он не должен ничего делать" /Успенский, 1949/.

Чтобы продемонстрировать основную предпосылку о том, что обычное бодрствующее состояние человека очень ограничено и изменчиво, Успенский говорил на лекции, прочитанной в 1934 году:

"Возьмите часы и смотрите на секундную стрелку, пытаясь сознавать себя и концентрируясь на мысли: "Я -- Петр Успенский. Я здесь, теперь". Пытайтесь не думать больше ни о чем, просто следуйте за движением секундной стрелки и сознавайте себя, свое имя, свое существование и место, где вы находитесь. Отбросьте все другие мысли.

Вы сможете сделать это, если вы настойчивы, в течение двух минут.Это -- предел вашего сознания. А если вы попытаетесь повторить эксперимент сразу вскоре после того, вы найдете это более трудным, чем в первый раз".

А.Р.Орандж, который возглавил работу Гурджиева в Нью-Йорке, дает такие дополнительные инструкции:

"Теперь предпримем другой шаг. Сохраняя внимание, как и прежде, медленно считайте числа от одного до десяти в обратном порядке, медленно, в течение одного оборота стрелки. Это требует двойного внимания. Вы наблюдаете движение и в то же время преднамеренно считаете. Сначала это может быть легко, но делайте это снова и снова до тех пор, пока не станет трудно, но и тогда делайте это! Это очень важное место упражнения" /Орандж, 1954/.

Упражнение может все более усложняться, пока не станут отчетливо видны границы внимания. Затем эти пределы, при настойчивом усилии, могут быть расширены.

Произведя такой опыт, мы воочию видим, как изменчиво наше сознание и как, следовательно, велика наша механичность и неспособность.

Необходимо держаться на некотором расстоянии от личных затруднений, и смотреть на личные переживания как бы со стороны, чтобы иметь возможность наблюдать их беспристрастно. Орандж описывает методику просмотра событий дня. Эта практика обогащает понимание утверждения "человек-машина". Вот сжатое ее изложение:

"Перед тем, как лечь спать, начните считать про себя таким образом: 2, 4, 6, 8, 10 и обратно -- 10, 8, 6, 4, 2. Ритмически повторяйте это. Повторяя этот ритмический счет почти автоматически, но никогда полностью автоматически, в то же самое время старайтесь представить себе все события прошедшего дня.

Вы проснулись, встали с постели, начали одеваться, позавтракали, прочитали газету, сели в автобус и т.д. Пытайтесь повторить все по порядку, наблюдая себя образно, как если бы вы прокручивали фильм. Сначала это упражнение покажется вам трудным... необходимость продолжительного счета будет беспокоить вас на этой стадии. Тем не менее продолжайте; дело в том, что счет занимает думающий мозг и поэтому позволяет образной памяти работать более легко... Мышление не только мешает образному представлению, но неизбежно фальсифицирует картины" /Орандж, 1954/.

Другие трудности, которые могут встретиться, согласно Оранджу -- это перерывы из-за невозможности вспомнить все, что произошло и пережито за день, а также вероятность того, что, когда думание и беспокойство /которые обычно и вызывают в нас внутреннюю болтовню/, которые мы принимаем за наше обычное бодрствующее состояние -- приостанавливаются или круто ослабевают, сон может положить конец этому упражнению прежде, чем закончится просмотр событий дня.

Если вечерний просмотр деятельности каждого дня практикуется постоянно, может случиться, что моменты самонаблюдения начнут происходить самопроизвольно в течение дня. Местоположение сознания может продвинуться во времени, так что иногда появляется и здесь и теперь скорее, чем в памяти или ожидании будущих событий.

Именно в этом месте может начаться собирание данных о мышлении, чувствовании и ощущающей функции. Моменты самонаблюдения или "моментальные снимки", могут уловить жесты, интонации голоса и привычные пути взаимодействия с другими людьми. Эти "моментальные снимки" могут составить коллекцию, и, когда "картинная галерея" достаточно обширна и исчерпывающа, человек может узнать шаблоны собственного функционирования. В течение каждого момента этого процесса совершенно необходимо полное понимание и осознавание; тогда полученное переживание будет настолько лично, что не сможет быть забыто или отрицаемо. Наблюдения, производимые без связи с изучаемой ситуацией и без должного руководства, неизбежно должны подвергнуться фальсификации. Как говорит суфизм, "тому, кто не имеет советчика, советует Шайтан". Орандж, предостерегая против возможностей фальсификации, наблюдений, говорит, что они могут произойти потому, что рассудочный ум полон уклонений и хитрых искажений, которые он представляет как истинные. Упражнения над самим собой -- это хорошая вводная часть, но основная часть работы должна производиться в группе.

__

На собранные английскими группами Успенского средства, в 1922 г. Гурджиевым был куплен замок в поместье Приэре (Prieuré des Basses Loges), около Фонтенбло под Парижем. Там и был основан «Институт», в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы «Четвёртого пути» (даже само это название Гурджиев оставил Успенскому), а куда более урезанный, упрощённый и намеренно-экзотический (для романтического Парижа) «Путь хитреца» или «Айда-йога». [1].

В Приэре организовывались публичные лекции и демонстрации «Священных Движений» - танцев и упражнений, разработанных Гурджиевым, на основе народных и храмовых танцев, которые он изучал во время своих путешествий по Азии. Эти вечера были хорошо известны французской экзальтированной публике. Большинство учеников Гурджиева (не бесплатно) оставалось жить и работать в Приерэ. Хотя некоторых из них (в основном, эмигрировавших с ним из России) Гурджиев всё же поддерживал материально. Несколько раз он приезжал с визитами к группам своих учеников в США, также организовывая там публичные лекции и представления «Движений».

В июле 1924 года, спустя всего полгода после разрыва с Успенским, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

Во время этого периода Гурджиев начал работу над своими книгами - «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и "Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». Кроме того, совместно с композитором Томасом де Гартманном в этот период было создано около 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на мелодиях народов Азии, а также музыка для «Священных Движений».

Институт в Приерэ был закрыт в 1932 году.

После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников групп, образовавшихся на основе его Системы, в частности, учеников уже умершего П. Д. Успенского. Среди последних - философ и математик Джон Беннетт, автор фундаментального труда «Драматическая вселенная», в котором сделана попытка развития концепций Гурджиева на языке европейской философии.

В последний год жизни Гурджиев дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг - «Все и вся» и «Встречи с замечательными людьми» и книги П. Д. Успенского «В поисках чудесного», которую счел достойным изложением сути своих лекций, прочитанных до 1917 года в России.

Гурджиев умер в американском госпитале в Нейлли, 29 октября 1949 г.

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн, которой он доверил распространение его «Работы», попыталась объединить учеников различных групп, что положило начало организации, известной как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation - название в США, фактически - объединение гурджиевских групп в различных городах, в Европе та же организация известна как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»). Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт и некоторые другие бывшие ученики П. Д. Успенского: Морис Николл, Родни Коллин и Лорд Пэнтланд. Лорд Пэнтланд стал президентом Гурджиевского Фонда, основанного в 1953 году в Нью-Йорке, и возглавлял его до своей смерти в 1984 году.

Русская Православная Церковь относит Гуджиева к «оккультным магам» и остерегает своих приверженцев от изучения его трудов.

__

Г.И.Гурджиев. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть" (фрагмент)

http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/life.txt

Георгий Гурджиев "Встречи с замечательными людьми"

Г.И.Гурджиев. Последний час жизни

http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/r_last.txt

Георгий Иванович Гурджиев. Эссе и размышления о Человеке и его Учении

http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurd1.txt

Георгий Иванович Гурджиев. Беседы с учениками

http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurd3.txt

Георгий Иванович Гурджиев. Закономерное разнообразие проявлений человеческой индивидуальности

http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurd4.txt

Петр Успенский "В поисках чудесного"

http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/poiski.txt

Петр Успенский "Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева"

http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/chetwertyj.txt

Петр Демьянович Успенский. Психология и космология возможного развития человека

http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/psychology.txt

Петр Успенский. Новая модель вселенной

http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/newmodel.txt

Петр Демьянович Успенский. Совесть: поиск истины

http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/sovest.txt

Фритц Петерс. Детство с Гурджиевым

http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/peters.txt

В.Алексахин. Биография Георгия Ивановича Гурджиева

http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurdbio.txt

Кетлин Риордан "Гурджиев"

http://ariom.ru/litera/2003-html/riordan/riordan.htm

К.С. Нотт "Учение Гурджиева. Дневник ученика"

Основной обзор гурджиевских идей дается в книгах:

Беннет Д.Г. "Гурджиев: создание нового мира", Нью-Йорк, 1974

Другие отчеты могут быть найдены в книгах Кеннета Уолкера:

1. Уолкер К. "Рискованное путешествие в мир идей", Лондон, 1951.

2. Уолкер К. "Изучение учения Гурджиева", Лондон, 1957.

Собственные работы Гурджиева:

1. "Все и вся", Нью-Йорк, 1950.

2. "Встречи с замечательными людьми", Нью-Йорк, 1963.

3. "Вестник грядущего добра", Париж, 1933.

Второе издание -- Нью-Йорк, 1970.

Отчетов о личных переживаниях с Гурджиевым много. Особенно яркие описания его личности и учения имеются в книгах:

1. Де Гартманн Т. "Наша жизнь с м-ром Гурджиевым", Нью-Йорк, 1964.

2. Петерс Ф. "Детство с Гурджиевым", Нью-Йорк, 1952.

3. Беннет Д. "Свидетель", нью-Йорк, 1952.

4. Нотт С. "Учение Гурджиева": дневник ученика", Лондон, 1961.

Описания учения Гурджиева его учениками, включающие действительные материалы его учения, могут быть найдены в книгах:

1. Успенский П.Д. "Психология возможной эволюции человека", Нью-Йорк, 1954.

2. Успенский П.Д. "Четвертый путь", Нью-Йорк, 1937.

3. Николл М. "Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского", Лондон, 1962.

Комментариев нет:

Отправить комментарий